logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Грузовое такси

Какая ответственность экспедитора за сохранность груза?

Какая ответственность экспедитора за сохранность груза? | «ГрузовичкоФ»

Если груз потеряли или серьезно повредили во время перевозки, между транспортной компанией и клиентом возникают споры о том, кто должен возместить ущерб. Расскажем, какова ответственность экспедитора за сохранность груза и срыв сроков доставки.

Экспедитор и перевозчик: в чём разница?

На рынке есть три типа транспортных компаний: экспедиторы, перевозчики и экспедиторы-перевозчики. Чем они отличаются друг от друга? 

  • Перевозчик – человек или организация, которые просто перевозят груз клиента по маршруту. Перевозчики имеют собственный автопарк или берут автомобили в аренду, а с клиентом заключают договор перевозки.
  • Экспедитор – человек или компания, которая организует перевозку, но непосредственно не участвует в ней. Экспедитор выбирает выгодный маршрут, принимает грузы, оформляет таможенные документы, нанимает подходящего перевозчика. За качество работы перевозчика отвечает экспедитор. Законом предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность груза: в случае потери, порчи или недостачи вам обязаны компенсировать убытки.
  • Экспедиторы-перевозчики оказывают комплексные услуги: организуют все этапы доставки груза до получателя и везут его на собственном транспорте. 

Не всем подходит сотрудничество с прямым перевозчиком. Вам больше подойдет экспедиторская компания, если объём перевозок начинается от 20-50 в месяц. Если объём минимален, можно контролировать каждую перевозку своими силами и сотрудничать с перевозчиком напрямую. 

Ответственность экспедитора за повреждение груза

Во время пути груз может получить повреждения в результате ДТП, погодных условий или ненадежного крепления. Из-за мошенничества или кражи происходит утрата груза. Если убытки небольшие, то и перевозчик, и экспедитор легко возместят их. Но если размеры ущерба значительные, то возместить его полную стоимость будет сложнее. Не у всех перевозчиков есть полис страхования ответственности. А если он есть, то не всегда этой суммы достаточно, чтобы возместить реальный убыток. Также бывает непросто получить выплату от страховой компании.

Как правило, экспедиторы, особенно крупные, имеют достаточно средств в обороте и могут компенсировать ущерб в сжатые сроки и в полном объёме. Размер компенсации может быть ограничен договором транспортной экспедиции или требованиями законодательства. Если в договоре не ограничена ответственность экспедитора за груз, то ущерб возмещается в соответствии со статьей 7 N 87-ФЗ.

Надежные экспедиторские компании предпринимают ряд мер, которые позволяют обезопасить груз:

  • страхование ответственности экспедитора от невыполнения договора с владельцем груза
  • страхование груза
  • обеспечение вооруженной охраны ликвидного (сигареты, алкоголь, кофе) или дорогого груза (бытовая техника и др.).

Если груз был утрачен или поврежден в пути по вине экспедитора, то он должен возместить клиенту сумму реального ущерба и упущенную выгоду (гл. 25 Гражданского кодекса РФ).

Ответственность экспедитора за нарушение сроков доставки груза 

Допустим, завод-производитель шин для автомобилей должен доставить в магазин партию шин в течение недели. Чтобы организовать перевозку, завод обратился к экспедитору. Но магазин не получил шины в срок, потерпел убытки и выставил неустойку за срыв сроков доставки. Как распределяется ответственность в этом случае?

В этом случае магазин имеет право потребовать с завода неустойку за нарушение сроков доставки. Для завода сумма неустойки – реальный ущерб для предприятия. Если в нарушении сроков доставки виноват экспедитор, то он должен нести за это ответственность и возместить убытки заводу (п.1 ст. 15 ГК РФ). Как посредник между клиентом и перевозчиком, экспедитор несет ответственность за соблюдение сроков доставки. Сроки погрузки и доставки товара в пункт назначения прописываются в договоре. 

Если завод вовремя передал заказ на доставку и сообщил всю необходимую информацию, а экспедитор не выполнил свои обязательства, то ущерб должен возместить именно он. Если вины экспедитора в срыве сроков нет, нет и ответственности. Экспедитор не отвечает за просрочку доставки, если:

  • заказчик не предоставил полную информацию о грузе
  • не передал груз на доставку вовремя 
  • задержка произошла по независящим от экспедитора причинам: ДТП не по вине водителя, теракт, стихийное бедствие и др.  

В делах, связанных с ответственностью экспедитора, часто возникают споры. Чтобы обезопасить себя от утраты груза или нарушений сроков по вине экспедитора, обратитесь к профессионалам.

Читайте также: