Наливные грузы - довольно обширная группа веществ, у которых различные особенности транспортировки. На какие категории делятся жидкие грузы? Как перевозить их правильно? Что будет, если нарушить правила перевозки? Читайте в статье “Грузовичкоф”.
Что такое “наливные грузы”?
Наливные грузы - вещества, которые транспортируются в жидком, сжиженном газообразном состоянии. Они делятся на несколько типов:
- химические грузы (щелочи, кислоты, спирты и тд.);
- нефтепродукты;
- продукты питания;
- сжиженные газы.
На транспортировку груза влияет не только типовая принадлежность. Основную роль играют физико-химические свойства. Они определяют, в каком контейнере будет транспортироваться вещество, условия перевозки, ее длительность, особенности погрузки и разгрузки.
Часть жидких веществ и сжиженных газов относится к опасным грузам. Для них установлены особые правила.
Свойства наливных грузов
Какие свойства влияют на перевозку наливных грузов автомобильным транспортом и каким образом:
- вязкость. От этого параметра зависит длительность налива веществ, понадобится ли дополнительное оборудование;
- температура застывания вещества. Определяет условия, при которых производится налив груза, его транспортировка. Также она помогает прогнозировать возможные потери груза при неправильной перевозке, резком изменении окружающих условий;
- теплоемкость. Количество тепла, требующееся для нагрева вещества на 1 градус Цельсия. Позволяет узнать примерное время, которое понадобится для погрузки и слива;
- плотность. Свойство, которое необходимо учитывать при подборе контейнера для транспортировки, степени его заполнения;
- испаряемость. Этот показатель обозначает склонность вещества к парообразованию и испарению. Параметр испаряемости учитывается при расчете возможных потерь груза от налива и слива, хранения, транспортировки;
- температура вспышки. Определяет пожароопасность груза. Учитывается при выборе цистерны для перевозки, при погрузке и разгрузке вещества;
- предел взрываемости. Минимальное содержание паров вещества в воздухе, способных сдетонировать от близкого источника огня, раскаленных металлических частей, искр и тд. Определяет безопасность на всех этапах работы с грузом;
- электролизация. Свойство накапливать статическое электричество. Если груз обладает высоким параметром электролизации - понадобится заземление наливной эстакады, ограничение скорости налива. Иногда требуется добавление веществ, повышающих электропроводность вещества. Чаще всего, высокими показателями электролизации обладают нефтепродукты;
- коррозийность. Свойство окислять металлы. Если планируется перевозка коррозионного вещества - используется специальный контейнер с повышенной защитой;
- токсичность. Параметр определяет опасность воздействия вещества на живые организмы;
- октановое и цетановое число. Показатели, используемые при транспортировке нефтепродуктов. Характеризуют детонационную способность и воспламеняемость вещества;
- йодное и кислотное число. Показатели, используемые при перевозке масла, жиров. Чем они выше, тем больше способность к окислению.
Все эти параметры обязательно учитываются. Иначе транспортировка может произойти с потерями груза или риском для окружающих.
Автомобили для транспортировки
Для перевозки жидких веществ и сжиженных газов используется различный транспорт. Все автомобили можно разделить по категориям и подкатегориям. Все зависит от цели использования, типах перевозимых грузов.
По температурному режиму:
- изотермические цистерны. Способны сохранять определенную температуру. Их часто используют для перевозки скоропортящихся продуктов;
- цистерны с “паровой рубашкой”. В этих цистернах возможно подогревать перевозимое вещество на любом этапе пути. Используются для грузов с повышенной вязкостью, высокой температурой застывания, например, битума, мазута;
- цистерны с автономным подогревом. Производят нагрев вещества на всем пути;
- стандартные цистерны без температурного режима.
По особенностям конструкции и материалов:
- с усиленной конструкцией, наружным кожухом и внутренней емкостью. Используются для транспортировки взрывоопасных грузов;
- с отдельными отсеками. В таких автоцистернах можно перевозить несколько видов жидкостей сразу. Но при этом необходимо учитывать, разрешена ли перевозка веществ вместе, являются ли они опасными и тд;
- отвечающие санитарно-гигиеническим и экологическим нормам;
- из специальной стали. Такая сталь устойчива к коррозии, окислению, высоким температурам. Не вступает в различные реакции с транспортируемым веществом. Обычно, автоцистерны из специальной стали используют для перевозки кислот и щелочей;
- с гуммирующим слоем изнутри. Используют для перевозки агрессивных веществ, чтобы продлить срок службы цистерны;
- из алюминиевого сплава. Слабо подвержены коррозии, не производят искр. Используются для перевозки нефтепродуктов и иных взрывоопасных веществ.
Цистерны для перевозки жидких грузов не обязательно включают лишь один признак. Все зависит от типа вещества, перевозимого в них.
Правила перевозки
У разных типов наливных грузов есть свои особенности при транспортировке. Но в законодательстве РФ есть общие требования для всех типов веществ:
- транспортировка пищевых и химических веществ в одной и той же цистерне запрещена;
- перед транспортировкой пищевой продукции, цистерну необходимо дезинфицировать;
- при смене наливного продукта, необходимо провести процедуру пропарки;
- перевозка разных типов грузов должна производиться в приспособленных для этого автоцистернах;
- цистерны для перевозки жидких грузов должны проходить регулярные проверки на исправность, герметичность, отсутствие коррозионных и иных повреждений;
- водитель и сопровождающие его лица, грузоотправитель должен знать температурный режим и особенности перевозки наливных грузов;
- единовременно можно перевозить до 25 тонн наливного груза;
- при транспортировке продуктов питания должны соблюдаться температурные, санитарные нормы, сроки доставки;
- при перевозке опасных грузов используется особый транспорт, необходима подготовка специальной документации, получение квалификации и разрешения ДОПОГ водителем.
Соблюдение правил может сильно повлиять на качество перевозимого груза, вероятность его порчи, сокращение рисков для участников дорожного движения.
Автор статьи: Дарья Австрийская