В России правила перевозки крупногабаритных грузов автомобильным транспортом установлены в ПДД и Постановлении Правительства. В них прописано, какие грузы являются крупногабаритными, что требуется для их перевозки и можно ли перевозить негабарит на легковом автотранспорте.
Какие грузы - негабаритные?
Негабаритные грузы разделяются на две категории:
- крупногабаритные грузы - их габариты превышают 2,6 метров в ширину, 4 метра в высоту, 12 метров в длину для грузового автомобиля с прицепом и 20 метров - для автопоезда. Чаще всего, в эту категорию попадают перевозки дерева, строительной и сельскохозяйственной техники, труб;
- тяжеловесные грузы - грузы, масса которых более 38 тонн у пятиосных автомобилей и 44 тонн у шестиосных автопоездов. Взвешивание груза производится вместе с контейнером, в котором он расположен. Большая часть тяжеловесных материалов - насыпные стройматериалы, строительное оборудование, сельскохозяйственное оборудование, металлоконструкции, промышленная техника и тд;
Одной из характерных черт негабаритных грузов является неравномерная нагрузка на автомобиль, превышение осевой нагрузки, совмещение в себе двух категорий единовременно.
Чем регламентируется перевозка крупногабарита?
Правила транспортировки крупногабаритных грузов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». Этот нормативный документ действует и для грузовых автомобилей, и для легкового автотранспорта.
Для коммерческих грузоперевозок потребуются специальные документы. Порядок их получения регламентирует Приказ Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Что понадобится для перемещения груза с помощью фур, транспортных компаний:
- разрешение на движение по автомобильным дорогам. Обратите внимание, что оно действительно только 3 месяца;
- товарно-транспортная накладная;
- маршрутный лист, согласованный с ГИБДД и владельцами автодорог;
- данные о последнем техосмотре автомобиля и прицепа;
- техпаспорт с размерами перевозимого груза.
Перевозка крупногабаритных материалов и иных грузов на легковом автомобиле, в основном, не связана с коммерцией. Поэтому такой пакет документов для них не потребуется. Главным требованием для транспортировки на прицепе для легкового автомобиля является наличие специальной категории прав и разрешительных документов на прицеп.
Основные правила перевозки крупногабаритных грузов
Для любых грузоперевозок действуют определенные правила. Их нарушение может повлечь не только административное наказание, но и ущерб для других участников дорожного движения. Вот чему нужно следовать при перевозке негабарита:
- груз не мешает обзору водителю;
- сигнальные огни и опознавательные знаки не загорожены, видны другим водителям;
- водитель соблюдает скоростное ограничение, установленное в ПДД;
- груз не создает риск переворота или крена автомобиля. По возможности, нагрузку стоит распределить равномерно;
- машина с грузом не поднимает пыль, не повреждает дорожное полотно, не мешает движению других автомобилей;
- агрессивная манера вождения, резкие повороты и остановки запрещены;
- движение в условиях плохой видимости запрещено;
- автомобиль, перевозящий крупногабаритный груз, должен проходить регулярный техосмотр, получать ремонт.
Данные правила действуют для грузового и легкового автотранспорта.
Правила перевозки крупногабаритных грузов на легковом автомобиле
На легковой машине можно перевозить крупногабаритные грузы. В основном, транспортировка производится в багажнике, на крыше или на прицепе. Правила для этих способов схожи с основными, но есть нюансы:
- если вы перевозите груз в салоне с открытым багажником, обозначьте его предупреждающим знаком или лентой. Не складывайте вещи так, что они создадут угрозу падения на вас и ваших пассажиров при повороте или остановке, мешают управлять авто;
- не превышайте максимально допустимую массу груза. Для авто отечественного производства это - 40-60 кг, для иномарки - 60-90 кг (показатели усреднены), для прицепов - 750 кг с условием, что его масса не превышает массу автомобиля;
- при движении с прицепом, максимально допустимая скорость снижена. По городу - 40 км/ч, по трассе - 70 км/ч.
Остальные правила совпадают с теми, что были указаны ранее.
Требования к внешнему виду автомобиля
Чтобы автомобиль с негабаритным грузом был заметен на дороге, его внешний вид регламентирован. Для фур и легковых авто правила немного отличаются.
Как должны выглядеть грузовые автомобили:
- контейнер и прицеп обозначены светоотражателями, световыми приборами, красными лентами;
- на кузове машины и прицепе нанесены знаки “крупногабаритный груз”;
- автопоезд обозначен специальным знаком “автопоезд”;
- если кузов автомобиля превышает 20 метров - на нем дополнительно размещается знак “длинномерное транспортное средство”;
- для грузоперевозок негабарита предназначен автомобиль прикрытия. На нем устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета, световое табло с дублями знаков, размещенных на фуре. На кузов авто наносятся бело-оранжевые полосы.
Для легковых автомобилей правила мягче:
- установлен знак “крупногабаритный груз” бело-оранжевая или красная лента. Их можно размещать на самом грузе, прицепе;
- если вы перевозите материалы на прицепе - ваш автомобиль должен быть оснащен зеркалами заднего вида на удлиненных кронштейнах;
- все сигнальные огни и фары должны быть исправны.
Без специальных знаков перевозка крупногабаритных грузов запрещена.
Штрафы за нарушение правил
Если вы не соблюдаете правила, прописанные в нормативно-правовой документации, вам грозит административное взыскание:
- водителю - до 2500 рублей, возможно лишение прав на срок до 6 месяцев;
- исполнительному лицу - до 20 тысяч рублей;
- юридическому лицу - до 500 тысяч рублей.
Помните, что правила следует соблюдать не только, чтобы избежать штрафных санкций. От них зависит жизнь и здоровье вас и окружающих, а также целостность груза и транспортного средства.
Автор статьи: Дарья Австрийская