logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Каботажные перевозки - виды и особенности транспортировки

5 мин

Каботажные перевозки

В реалиях современного рынка логистические цепочки торговых компаний бывают сложными и разветвленными, при этом нередко появляются спорные ситуации, конфликтующие с экономическими интересами того или иного государства. Для регулирования подобных случаев последние несколько лет ведутся обсуждения деталей грузоперевозок на законодательном уровне. Что такое каботажные автомобильные перевозки, как они связаны со внешним и внутренними маршрутами, разберемся в нашей статье.

Определение и виды каботажных грузоперевозок

Рассматриваемый термин обозначает логистическое явление, при котором транспортировку внутри страны осуществляет иностранная компания-грузоперевозчик на собственном транспорте. Причины могут быть разными: с одной стороны, стороннее транспортное средство освобождается от уплаты локальных денежных сборов (пошлин, акцизов, налогов), с другой – лишается необходимости в посредничестве местных грузоперевозчиков.

В зависимости от используемого ТС каботаж разделяют на следующие виды:

·       Воздушный;

·       Водный (подразделяется на морской и речной соответственно);

·       Автомобильный;

·       Мультимодальный (комбинированный вариант).

Каждая страна вправе самостоятельно разрешать или запрещать подобную деятельность на своей территории, предъявлять список необходимых требований. Некоторые государства регламентируют максимальное количество поездок за определенный срок (например, не более трех за одну неделю в Германии).

Каботажные воздушные и морские перевозки

Само понятие возникло применимо к морскому судоходству. Изначально характеризовало движение коммерческих кораблей (с пассажирами или грузами) в пределах портов одной страны. Малая удаленность маршрута от берега актуальна и сегодня, особенно для территорий с ограниченной доступностью наземного транспорта (железнодорожного или автомобильного).

Авиакаботаж является наименее распространенным, потому что большинство мировых государств запрещает подобную деятельность, защищая собственное воздушное пространство. Также многие участники рынка отказываются от грузовых перелетов по причине дороговизны и геополитических особенностей регионов. Как и водный каботаж, запрещен на территории РФ, хотя регламентированы и исключительные ситуации.

Каботажные автомобильные перевозки

Чтобы стабилизировать конкуренцию на территории Российской Федерации, каботажные автомобильные перевозки официальны запрещены с 1998 года в Федеральном законе №127 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Если иностранное юридическое лицо планирует проложить маршрут через Россию (или доставить непосредственно до субъекта РФ), то при пересечении границы оно обязано переложить весь груз в транспортные средства отечественных фирм; собственные филиалы, даже аккредитованные, на себя подобную функцию взять не могут. Административная ответственность при выявлении правонарушения предполагает штраф (от 150 до 200 тыс. рублей), отстранение водителя от работы (сроком до одного года) и эвакуацию автомобиля на штрафстоянку до выяснения обстоятельств и уплаты штрафа юридическим лицом.

Однако в 2022 году принят законопроект, согласно которому участники ЕАЭС смогут выполнять рейсы на собственных автомобилях при соблюдении дополнительных мер. Изменения вступят в силу в 2025 году, цель заключается в расширении торговых связей, привлечении новых компаний. Таким образом, в скором времени грузоперевозчики из Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана смогут перемещаться в коммерческих целях по территории РФ.

Особые условия каботажных перевозок

Часто основная причина запрета – невозможность отследить транспортное средство после завершения запланированного маршрута, особенно в пределах географически обширных стран и большого количества таможенных постов соответственно.

Будущие изменения в законодательстве РФ не оставят без внимания и безопасность на дорогах: заграничные грузовики должны быть оснащены средствами, отслеживающими состояние водителя во время поездки – тахографами. Даже подобные условия делают каботажные автомобильные перевозки опасных грузов невозможными.

Для урегулирования трафика внутри страны универсальным ограничением является сбор и предоставление документации (лицензий, технических бумаг автомобиля, коносамента и др.), а также информации о самой доставке (адреса отправителя и получателя, опись багажа, его габаритов и веса, данные об НДС, заработной плате и квалификации водителя, даты предыдущих рейсов). Иногда иностранных грузоперевозчиков обязуют совершить автокаботаж в течение нескольких дней после пересечения границы (в Европе, как правило, в течение трех дней) или вовсе проходить таможню, только когда каботажный груз находится на борту (нынешний нормативный акт РФ).

Преимущества каботажа

Итак, рассматриваемый элемент логистики требует предварительного изучения нормативных актов страны, по территории которой будет проложен маршрут. Важно заранее рассчитать не только географические, но и временные детали рейса.

Главные преимущества касаются экономической выгоды: собственное транспортное средство и водитель, более низкие налоги и стоимость топлива, оказываются менее затратными, чем услуги местных грузоперевозчиков.

Отсутствие необходимости промежуточных разгрузок и погрузок, продуманный маршрут и возможность контроля поездки на каждом этапе создают более безопасные и надежные условия для своевременной доставки груза.

Читайте также: