logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Грузовые паллеты: для чего нужны и какие бывают?

12 мин

Для чего нужны паллеты и какие бывают?

Погрузка и разгрузка товара для транспортировки, хранения и реализации – неизбежные и трудоемкие операции. Для упрощения и ускорения этих процедур часто используют паллет, который удобно перемещать и компактно устанавливать на пол кузова или складского помещения. Какие виды существуют, как и в каких случаях используются, проанализируем в нашей статье.

Что такое паллет?

Сам поддон – необходимая и уже давно привычная составляющая транспортировок, однако написание термина в русском языке по-прежнему вариативно. Хоть орфографически верным является калька с немецкого языка (существительное женского рода с одной буквой «л»), в тексте предлагаем ориентироваться на английский язык как оригинальный (с переводом слова мужского рода и удвоенной согласной).

Итак, паллет представляет собой поддон из соединенных между собой поперечных и продольных перекладин, используется для перевозки и хранения тех или иных товаров. Простая конструкция легка в исполнении, что обуславливает невысокую стоимость: чаще всего нижний уровень состоит из нескольких плоских брусьев, которые симметрично соединены с рамкой квадратной или прямоугольной формы.

Верхний каркас тоже плоский, образован длинными горизонтальными полосками, удерживающимися парой перпендикуляров. Бруски в основном скреплены простыми гвоздями, в качестве сырья выбирают пиломатериалы, пластик, металл.

Ящики, тюки, бесформенные мешки или штучные кипы крепятся с помощью ремней, тросов или пленки (пузырчатой, термоусадочной, стрейч, скотча). В итоге получаются универсальные по конфигурации ячейки, которые удобно передвигать с помощью вилочного погрузчика.

Вилы машины устанавливают на нужную ширину и поддевают один высокий или несколько плоских подносов, составляя их в ряды на полу складского помещения или кузова транспортного средства. Иногда в них же товар выставляют на месте реализации, если позволяет площадь магазина или рынка.

Виды паллет для перевозки грузов

Важное преимущество заключается в разнообразии форм и размеров, которые выбирают в зависимости от особенностей продукции и техники. Так, по частоте применения тара бывает одноразовой или многоразовой. Первый вариант выбирают, например, при однократном сотрудничестве с производителем или грузоперевозчиком, в случае относительно легкого багажа, когда нет необходимости переплачивать за высокую прочность стеллажей, потому что заказчик не планирует их использовать повторно.

Если же перевозки и хранение происходят регулярно, то имеет смысл приобрести более дорогие и надежные модели. Отдельное внимание заслуживают продукты питания, так как большинство подставок необходимо промывать и дезинфицировать после каждого использования.

Если за основу группировки брать материалы, то выделяют следующие конструкции:

·       Из дерева;

·       Из пластика;

·       Из металла;

·       Комбинированные.

Мягкие пиломатериалы наиболее дешевые; просушенное дерево второй и третьей категории более долговечное, подходит для многократных и длительных циклов перевозки и хранения. Используют также первый сорт – для дорогих или редких товаров.

Пластиковые формы дольше прочих не портятся без дополнительной обработки: не подвержены гниению и деятельности вредителей, по сравнению с деревом, а также не ржавеют, в отличие от металла. Для длительной эксплуатации первый и последний варианты нуждаются в соблюдении режима температуры и влаги, нанесении специальных покрытий.

Сортность со временем появляется и у самих стеллажей, начиная от высшей (только что вышедшие со станка изделия), заканчивая второй категорией с уже появившимися дефектами, растрескиваниями.

По особенностям строения существует следующая классификация:

Название
Критерий
Описание
Однонастильные
Количество ярусов
Одна сплошная поверхность для установки
Двухнастильные
Две соединенных платформы – меньше движений погрузчика
Двухзаходные
Количество точек для захвата
Вилы цепляют вдоль, за нижний борт, с одной из двух сторон
Четырехзаходные
С любой стороны – более бережное перемещение, гибкая траектория погрузчика
Плоские
По наличию дополнительных ограничителей
Открытая верхняя часть, может быть оснащена выемками или выпуклыми ножками
Стоечные
По бокам вертикальные бортики-ограничители разной высоты – для лучшей фиксации
Ящичные
Более сложные фигурные рамки и решетки для подвижных или мелких товаров

Таким образом, базовая плоская конструкция без бортов остается наиболее простой, универсальной. Более сложные модификации (специальные разновидности) необходимы для перевозки сложных изделий: очень ценных, хрупких, специфичных. Важным требованием к целостности является подготовка вещей: перемотанные грузы должны полностью помещаться на платформе, оставаться по возможности неподвижными. Если продукцию легко повредить снаружи (при нажатии, крене машины в пути), то выбирают дополнительные ограничители с одной или нескольких сторон.

Отдельное требование предъявляется к нагрузке, которую тара может выдержать. Для наиболее тяжелых единиц выбирают металл, при необходимости перехватывая блоки дополнительными тросами и ремнями. По грузоподъемности существует отдельная группировка. Так, для минимального веса выбирают облегченные варианты (до 700 кг), а для максимального – усиленные (до 2,5 т); разница заключается в наличии дополнительных крепежей, составе и конфигурации балок. Если масса брутто не превышает одну тонну, то пригодятся типовые или полупаллеты, на полтонны больше смогут выдержать европаллеты.

Сфера применения паллет

Итак, стеллажи могут быть задействованы на разных этапах: от производства до реализации. 

Во-первых, именно в таком виде сырье нередко привозят на склад и в таком же – хранят. Будь то мыльная основа на парфюмерном заводе или яблоки на сидродельне, блоки кирпича на заводе или ящики с глиняной массой на керамической фабрике, – в помещении с нужной влажностью и температурой аккуратные тяжелые стопки удобно поддеть погрузчиком и перевезти на другое место или в цех для дальнейшей переработки.

Во-вторых, уже готовая продукция в запакованном виде ожидает погрузки на решетчатых платформах. В помещении с нужной влажностью и температурой у покупателя товар может храниться в аналогичном состоянии.

В-третьих, промежуточным звеном, где используются данные конструкции, является транспортировка. Механизированным способом быстро и легко квалифицированный оператор перевозит блоки к транспортному средству и расставляет в кузов, таким же образом происходит разгрузка. Специальные схемы размещения и способы фиксации разработаны так, чтобы минимизировать затраченные усилия и время со стороны грузоперевозчика, максимально бережно и плотно расположить единицы в пути.

Причем в логистике сфера применения действительно широка: даже если доставка запланирована воздушными или водными транспортными средствами, до них продукция наверняка доезжает на авто. Однако при этом намного проще заполнить и опустошить борт грузового самолета или корабля, если отдавать предпочтение универсальному способу упаковки и транспортировки, каким паллетирование груза и является. Перевозка товара происходит быстрее, если на всех этапах применяют идентичные или схожие погрузчики, которые могут приобрести и перевозчик, и отправитель, и получатель. Данная техника многофункциональна, поэтому наверняка пригодится для выполнения разных задач впоследствии.

В-четвертых, транспортировочные конструкции используются непосредственно в точке продажи. Например, ящики со свежими фруктами или овощами размещают в торговом зале супермаркета или рынка, а на верху низкого ряда оформляют витрину: ставят открытый короб или корзину с выложенными продуктами, прикрепляют ценник и описание, декорируют. Подобное направление позволяет быстро достать новую партию, если закончилась предыдущая, что особенно актуально в сезон скидок, распродаж, праздничного ажиотажа. Также способ подходит, если складское помещение сильно заполнено или изначально не рассчитано на большой объем для хранения.

Важно отметить, что единообразно собранную продукцию удобнее инвентаризировать: в товарно-транспортные накладные вносят информацию о количестве и весе стеллажей, содержимом и специфичных условиях перевозки, если таковые имеются. По предварительно подготовленному списку отправляющая сторона проверяет наличие всех заказанных позиций, а получающая – оприходует доставленные единицы при полном совпадении. Быстрее происходит и проверка багажа таможенными органами, которые опять же сверяются с оформленными заранее документами.


Какие паллеты используются для ВЭД

Чтобы участникам торговли из разных стран и грузоперевозчикам было удобно принимать и отправлять продукцию на международном уровне, созданы единые требования к упаковке. Отечественный ГОСТ не равнозначен внешним стандартам (EPAL) изделий, поэтому для ВЭД важно соблюсти следующие правила:

·       Наличие упомянутого выше подтверждающего знака Ассоциации;

·       Нет дефектов и выпирающих креплений;

·       Нет сильных загрязнений, поверхности обработаны термически, нанесены защитные растворы от вредителей и гниения (соответствующие маркировки ставят на деревянных экземплярах);

·       Заявленные материалы и грузоподъемность соответствуют реальным.

Требование к целостности несет не эстетический, а технический смысл: брусья без повреждений с большой вероятностью выдержат заявленную нагрузку и защитят продукцию от внешних воздействий. Чтобы проверить подлинность и выявить фальсификацию, обязуют ставить клейма с информацией о партии (изготовитель, дата изготовления и соответствующих обработок).

Разные страны разработали собственные виды стеллажей по максимальной грузоподъемности и внешним параметрам, включая количество досок в ряду и их ширину; высота для большинства случаев фиксирована и составляет 14,5 см. Так, в Европе больше прочих распространены габариты 80 см в ширину и 120 см в длину (EUR PLT), нагрузка до двух тонн; в Америке стандартной считается квадратная конфигурация со сторонами по 120 см, выдерживает до одной тонны; в Финляндии – 100 см на 120 см для блоков до двух с половиной тонн. На первый и последний варианты обязательно наносят клеймо при соответствии регламенту.

Хоть евро- и финпаллеты универсальны для ВЭД, некоторые товары сложно разместить и составить в ряд на низких платформах – тогда используют EUR-боксы высотой до 80 см, которые также имеют соответствующую сертификацию.


Схемы размещения паллет в авто

Прежде чем совершать погрузку, проверяют соответствие упаковки товара. Значимые правила паллетизации касаются габаритов: в стандартных вариантах допускаются минимальные выступы (не более 2 см), общая высота платформы с продукцией не должна превышать 180 см. Между собой изделия крепятся лентами (если собственного веса единиц достаточно для неподвижности) или пленками, чтобы зафиксировать весь блок. Стрейч, пузырчатая и термоусадочная упаковка также выполняют защитную функцию, предотвращая возможные повреждения.

Учитывая особенности упаковки, грузоперевозчик просчитывает, во сколько рядов в ширину и высоту нужно расположить стеллажи, чтобы не превысить требования и эффективно задействовать площадь кузова для уменьшения количества поездок и транспорта.

В этом вопросе отчетливо прослеживаются две тенденции: европейская и азиатская. Первая из них предполагает активное использование платформ для максимальной защиты товара, что, однако, неизбежно увеличивает общий объем пустых и заполненных PLT, который необходимо транспортировать. Страны же Азии нередко пренебрегают стеллажами с целью уменьшения расходов на производство, дополнительный транспорт и рабочую силу. В итоге восточные производители часто задействуют меньше древесины и тратят меньше топлива, хоть и транслируют менее яркую экологическую повестку.

Квадратные подставки размещают в фургоне равномерно, с учетом грузоподъемности машины, длины и ширины кузова. Для более распространенных прямоугольных вариантов выбирают расположение «двойками» или «тройками»: по две или три штуки в ряду соответственно. При смешанном варианте сочетают продольное и поперечное размещение, ближайшая к краю шеренга перпендикулярна остальным.


На примере европейских стеллажей и европейских же фур (грузоподъемностью 20 тонн) при первом способе удастся перевезти 32 шт. в одном слое (16 по 2), а при втором – 33 шт. (11 по 3). Отечественные газели тоже подходят для перевозки европоддонов, в наиболее компактные из них помещается 4-6 штук. Если продукцию можно складывать друг на друга, то за один раз получится транспортировать до 120 шт. (ЗИЛ «Бычок» с тентом).

Важно не забывать про равномерное распределение нагрузки на оси машины. Так, если количество продукции и тип ТС не позволяют однородно поместить стеллажи в кузове, то неизбежно образуются «свечки» – наиболее высокие ряды. Одиночные большие стопки могут присутствовать, но не больше одной в ряду; аккуратно их нужно расставлять и относительно длинной стороны прицепа (не более трех смежных «свечек»).

Читайте также: