logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом

7 мин

Допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом

Физические лица и компании, организующие автомобильные перевозки, несут ответственность за безопасные для всех участников движения автоперевозки материалов. Особенности крупномерного багажа закреплены на законодательном уровне. В нашей статье расскажем, в чем специфика подобных грузоперевозок, какие штрафы назначают за несоблюдение правил.

Предельно допустимые габариты транспортных средств

Положения о максимальных параметрах перевозимых вещей описаны в ПДД и в Федеральном законе №257 (от 8 ноября 2007 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Формально определение «габаритный груз» является устаревшим, потому что в апреле 2020 года введены понятия крупногабаритного и тяжеловесного транспорта. Если материалы с учетом паллет, всех упаковочных и фиксирующих материалов полностью или с минимальным выступом помещаются на платформу и не превышают допустимый вес, то не нуждаются в особой подготовке.

В последних изменениях акцент сделан на измерениях вместе с автомобилем, потому что новые модели позволяют перевозить все более крупные материалы, которые целиком помещаются в кузов, но могут оставаться небезопасными для грузоперевозок. Так или иначе, крупногабаритными объектами принято считать те, которые превышают требования по физическим параметрам:

·       Высота более 4 м (измеряют расстояние от дорожного покрытия до верхней точки);

·       Ширина – 2,55 м;

·       Длина – 12 м (для прицепов и одиночных средств).

Однако существуют и исключения: так, ширина прицепов-рефрижераторов может достигать 2,6 м, а общая длина многосоставных грузовиков – 20 м.

Еще один важный критерий – вес: даже при соответствии трех измерений масса багажа может оказаться критической для определенного участка дороги, что важно учитывать при составлении транспортного маршрута. Этот же нюанс влияет и на выбор автопарка, потому что зависит от грузоподъемности ТС и перевозимого заказа.0

В Постановлении Правительства №2200 (от 21.12.2020 года) оценивают общую массу автотранспорта с содержимым, обращая внимание на совместимость с грузоподъемностью конкретной модели, особенностями дорожного полотна и давления на несущую ось. Критерии максимального веса разнятся для одиночных и прицепных вариантов.

Тип ТС
Количество осей, шт.
Допустимая масса, т

Одиночные

автомобили

2
18
3
25
4
32
5 и более
38
Автопоезда седельные и прицепные
3
28
4
36
5
40
6 и более
44

 

По осевой массе автомобили разделяют на две группы:

·       А – 6-10 т (при поездке по асфальтированному участке 4 категории нуждаются в усиленном дорожном покрытии);

·       В – до 6 т (на любых дорогах, независимо от расположения осей).

Количество осей крепления определяет равномерность давления: чем больше их количество и чем ближе расположение, тем оно однороднее. Поправочные коэффициенты (до 2,9) для данного ограничения вводят в зависимости от качества дороги; выделяют 5 категорий, учитывая наличие мостов и путепроводов. Соответственно, чем хуже асфальтированный участок, тем меньше норма допустимой массы.

При большом давлении асфальтированное покрытие быстрее изнашивается и проседает, образуются колеи; в большинстве случаев тяжеловесные автомобили минуют населенные пункты по объездным маршрутам. Также дополнительную поправку делают при сильном промерзании полотна.

Понятие «крупные габариты» вводят не только при несоответствии конфигурации или веса багажа, но и при наличии выступающих за пределы кузова на 1 м и более частей относительно длины кузова и на 40 см и более – относительно ширины бортов.
Таким образом, если транспортное средство превышает параметры по длине, ширине и высоте, если осевая нагрузка и общая масса слишком велики, то потребуются специальные меры и документы для логистики.

Основные правила при перевозке габаритных грузов большого размера

Для начала подготавливают документацию: разрешение по предварительному запросу получают от органов ГИБДД. Для одобрения службы изучают характеристики багажа, грузовика и предполагаемый маршрут поездки, от которого нельзя отклоняться. Грузоподъемность и общий вес с материалами не должны превышать допустимые нормы на каждом участке дороги.

Основной нормативный акт, влекущий ответственность за превышение габаритов, – упомянутый выше ФЗ №257. Необходимая документация для негабаритного транспорта описана в Приказе №258 Минтранса РФ (от 24 июня 2021 года).

Одно из нарушений правил касается некорректно оформленных бумаг: истекший срок годности, ошибочные или исправленные данные – основание для правонарушения. В разрешении также прописаны условия (точный маршрут, скоростной режим), которых водитель обязан придерживаться.

Для безопасности прочих участников дорожного трафика зафиксированы и превентивные меры, касающиеся запрета на передвижение при плохой погоде (низкой видимости, снегопаде и т.д.) и даже минимальных поломок до полного их устранения. Также сам работник должен обладать необходимым опытом и квалификацией для такого сложного рейса, останавливаться на отдых имеет право лишь в специально отведенных местах, удаленных от проезжей части

Требования предъявляют не только к технической исправности автомобиля, но и к наличию опознавательных знаков. Так, с передней и задней стороны крепят металлические квадраты (40х40 см) с диагональными белыми и красными полосками (шириной по 5 см), размещают световозвращатели или фонари: белый спереди и красный сзади. Знаки привлекают дополнительное внимание других водителей, которые готовятся обогнать грузовик или совершить иной маневр, особенно в темное время суток. Водители крупногабаритного транспорта занимают лишь выделенную крайнюю полосу.

Важнейшее техническое правило, безусловно, связано с надежной фиксацией перевозимых вещей. Если они помещаются в кузов целиком, то размещают по возможности неподвижно, чтобы избежать перевесов и кренов во время поворотов и сложных участков дороги, чтобы не допустить утери или деформации самого багажа. Если же какие-то части выходят за пределы автомобиля, то располагают их таким образом, чтобы минимально загораживать обзор всем водителям и сохранять маневренность на дороге; на самую длинную часть крепят опознавательный красно-белый квадрат.

Штрафы за нарушение правил грузоперевозки

При несоблюдении нормы перевозки грузов сотрудник ГИБДД имеет право назначить штраф юридическому лицу, осуществляющему перевоз, водителю, задержать автотранспорт до выяснения обстоятельств.

Внимание дорожных служб привлекают внешние несоответствия правилам, однако в ходе проверки – случайной или намеренной – нередко возникают проблемы и с оформленными разрешениями. Так, владелец любого негабаритного ТС, в том числе легкового автомобиля, без соответствующего опознавательного знака (а также при неправильном его изображении или размещении) может быть либо предупрежден, либо оштрафован на 500 рублей. Если заявленные габариты или вес не соответствуют правилам, то размер штрафа для водителя составляет 1500-2000 рублей (или лишения прав на 4-6 месяцев), для организации – 250-400 тыс. рублей.

Что касается разрешения, то за его отсутствие полагается штраф в пределах 1000-5000 рублей или лишение прав до 6 месяцев. Юридические лица при подобном правонарушении обязаны выплатить сумму до 500 тыс., должностные – в пределах 15-20 тыс. рублей. Если грузовик, нарушивший правила, выполняет заказ компании, организующей габаритные перевозки, то средство изымают и отправляют на штрафстоянку. За неверно оформленные документы накладывают идентичные санкции.

Читайте также: