logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Что такое коники в грузоперевозках?

Что такое коники в грузоперевозках?

Крупногабаритные материалы зачастую сложно транспортировать внутри кузова автомобиля. Длинные штучные материалы для строительства и производства (доски, трубы, хлысты, например) располагают на вытянутой платформе, которую крепят к машине. Для фиксации используют коники, которые предотвращают повреждение и потерю груза. Какими они бывают, как устанавливаются и зачем необходимы, – разберёмся в нашей статье.

Коники – определение

Данная конструкция представляет собой вертикальные стойки, прикрепленные к полуприцепу грузового автомобиля; внешне балки располагают симметричными парами, которые выполняют функцию каркаса; чтобы облегчить монтаж коников, иногда их соединяют вместе.

Чаще всего при помощи подобных приспособлений фиксируют подвижные стройматериалы цилиндрической формы: большая длина и гладкие бока делают трубы и брусья неустойчивыми, в единый неподвижный штабель их соединить не удастся. Чтобы габаритный багаж не вывалился за пределы бортов на первом резком повороте, устанавливают металлические коники для полуприцепов, которые также предотвращают потерю груза по направлению хода движения.

Обязательная установка на 2023 год не закреплена на законодательном уровне в РФ, то есть при отсутствии механических ограничений административная ответственность не наступает. Однако стимул для монтажа однозначно остается. 

Во-первых, снижается вероятность дорожно-транспортного происшествия, ведь при заносе на скользком покрытии или просто крутом повороте незакрепленные тяжелые цилиндры перевалились бы на один бок борта, провоцируя перевес и, возможно, переворот всей машины. Опасным может стать и резкое торможение, когда есть большой риск, что бревна скатятся из прицепа и повредят отнюдь не только лобовое стекло следующего позади автомобиля.

Во-вторых, таким образом повышается сохранность груза и автомобиля, ведь от вертикальных подбрасываний и горизонтальных покачиваний транспортные средства быстрее изнашиваются. Сами трубы или бревна невозможно погрузить в паллеты или прочно соединить между собой, поэтому при постоянном трении во время поездки поверхность груза деформируется, появляются шероховатости и даже вмятины, которые снижают характеристики и ценность товара.

В-третьих, повышается экономическая эффективность грузоперевозок. Перевезти трубы удастся и без вертикальных стальных балок, однако для этого придется заполнять полуприцеп не полностью, чтобы слой материалов получился плотным и не слишком высоким. Итак, для транспортировки одинакового количества багажа водитель вынужден будет сделать больше поездок, что приведет к дополнительным затратам на топливо, работу грузчиков и собственно шофера, не говоря уже о возросших рисках ДТП. Экономическая выгода связана еще и с тем, что для увеличения высоты бортов нужные не целые листы плотного металла, а лишь тонкие пересечения, так как длина перевозимого груза полностью заполняет пробелы между стойками.

Важно отметить, что по закону регламентировано лишь одно требование к данному каркасу: ширина не должна превышать 2,55 м, чтобы не затруднять движение других участников трафика. Существует пункт и о корреляции габаритов и грузоподъемности самого автомобиля, однако о количестве, способах установки и характеристиках ограничителей зафиксированной информации нет, то есть формально разница между самодельным и покупным вариантом в ПДД отсутствует.

Классификация

По способу монтажа выделяют следующие типы коников:

  • Врезные – крепят к несущей раме борта; 
  • Накладные – используют внешние средства фиксации к самому полуприцепу.

Данные разновидности различаются местом крепления и итоговой поверхностью внутри кузова. Каркасы врезные затем застилают слоем жесткого материала – в результате пол получается ровным, что особенно важно для более хрупких и подвижных грузов. Второй же тип дешевле, однако при нем остаются неровные выпуклые борозды и ребра на дне, которые, однако, не мешают перевозить жесткие бревна, например.

Самый простой и распространенный вариант по форме – балки в форме перевернутой буквы П. Однако не раздвижные модели крепятся жестко, что не позволяет сужать и расширять ребра, к тому же в зависимости от ширины и высоты конкретный тип сочетается с ограниченным количеством автомобилей. Существует еще одна классификация для подвижных вариаций:

Название
Описание
Особенности
Раздвижные
Две Г-образные составляющие
Сочетаются с различными прицепами за счет возможности изменения ширины
Распашные
Верхние балки откидываются
Более легкая погрузка и разгрузка с использованием техники
Поворотные
Двигаются в горизонтальной плоскости
Однородное распределение веса груза – выше маневренность и безопасность машины
Зажимные
Оснащены гидроцилиндрами
Создают дополнительное давление по бокам – самая надежная фиксация груза

Таким образом, раздвижные коники можно крепить к разным полуприцепам, подбирая нужную ширину между рамками, таким образом повышается универсальность оборудования. Если груз более компактный, чем объем кузова, то удастся сдвинуть ребра и более плотно расположить перевозимые цилиндры. Сложные модификации облегчают работу с грузом и делают транспортировку более щадящей к материалам, безопасной и эффективной.

Конструкция и монтаж коников

Независимо от типа механизма, ограничитель состоит из пары вертикальных балок и горизонтальной основы с отверстиями для крепления к несущей раме или полу (накладные виды). В некоторых случаях симметричные пары соединены между собой общим остовом для удобства монтажа и демонтажа.

Различия моделей связаны формой (П-образное целостное приспособление или Г-образная пара, расположенная друг напротив друга) и подвижностью всего механизма. Так, специфичными элементами являются поворотное основание или гидроцилиндры, которые вмонтированы в поворотные и зажимные варианты соответственно.

Сопутствующие элементы для коников

Слитная конструкция из трех соединенных металлических балок является самой простой и вместе с тем очень надежной, потому что параллельно расположенные крепежи создают отличное сцепление, особенно в случае установки на несущую раму. Более сложные же разновидности нуждаются в дополнительных мерах, сопутствующие элементы также используют и при перевозке ценных и хрупких грузов.

Особо габаритные или объемные штабели перевозимого материала могут повредить вертикальные стойки за счет чрезмерного давления во время поездки по пересеченной местности, резких поворотов. Минимизировать эффект помогают канаты и стальные тросы для страховки, которые соединяют поперек досок или труб, защелкивая место крепления механизмом замкового типа.

Варианты распашные предполагают определенную подвижность и возможность разгибания стоек; чтобы не допустить непроизвольное распахивание в процессе транспортировки, фиксирующим тросом замыкают верхние части «рогов».

Как правильно установить коники на полуприцеп

Ограничительные приспособления от крупных компаний содержат точную инструкцию по монтажу, нередко конкретные модели изготовлены специально для того или иного полуприцепа от данной фирмы. Для установки самодельных изделий разметку соединительных мест выполняют самостоятельно, фиксируя элементы между собой шурупами и уголками высокой прочности.

Крепление горизонтальных перекладин выполняют при помощи вставных стержней, которые помещают в отверстия балок и рамы или пола, соединяя их между собой. Давление на устанавливаемый каркас (с общим остовом или из отдельных параллельно установленных пар) при грузоперевозке очень высоко, поэтому важно максимально сильно зафиксировать детали, туго закручивая крепежные элементы.

В случае перевозки габаритного штабеля или для более равномерного распределения нагрузки цилиндры труб или бревен поперек перехватывают страховочными тросами или канатами.

Читайте также: